До 11-12 лет ребёнок по-настоящему принимает всё только в процессе естественной для себя ситуации — игры. И научить читать, привив при этом любовь к чтению, можно тоже только в игровом процессе. Мой Курс по чтению на английском, первый поток которого я запустила в феврале 2016 года, как раз состоит из готовых игровых занятий по методике Ольги Соболевой с моими авторскими дополнениями. Этот метод предполагает начало обучения чтению на английском языке не с букв, не со слогов, не с отдельных слов и фраз, вырванных из контекста, а сразу целыми предложениями с правильной интонационной постановкой.
Приемы, которые при этом используются – это :
- колорифмика – когда рифмованные окончания слов стихотворения выделяются одним цветом (например: snail – rail, mouse – house);
- полёт над строкой – когда в прозе выделяются цветом слова, несущие смысловую нагрузку. Такой способ чтения помогает ребёнку учиться читать с правильной интонацией и облегчает понимание содержания текста.
На сайте Ольги Соболевой есть 5 бесплатных плакатов с использованием колорифмики, которые можно скачать как в цветном варианте, так и в виде раскраски, чтобы ребёнок, например, сам сначала разукрасил, познакомился с героями, а через какое-то время можно будет приступить к занятию по чтению с уже знакомыми персонажами. К этим плакатам есть и видеопроработка стишков для примера.
У мам, которые читают с детьми по методу колорифмики в нашей Школе Чтения, рождается много игр. Мамочки не только читают, но и играют со своими детьми в игры, стимулирующие любовь к чтению. Потому что главная идея методики Соболевой заключается не в том, чтобы обучить виртуозному чтению, а в том, чтобы привить любовь к чтению с малых ногтей!
И это работает! Её методику успешно используют в более, чем 20 языковых центрах России. Как говорит Ольга Львовна, «Учить нужно весело!», а когда ребёнку скучно – для неё это настоящая беда.
Во время занятий с ребёнком по этой методике вы нацелены не на результат, а на процесс – тогда он захватывает, и результат достигается сам собой. Отключается функция контроля – вы ничего не делаете, чтобы заинтересовать ребёнка – он сам просит почитать ещё, и не замечает, что это труд. Дети не переносят нажима, а с таким обучением язык становится частью игрового процесса, включаясь в обычную жизнь ребёнка.
В этой статье мы хотим поделиться с вами 9-ю идеями игр по плакату-рифмовке с сайта Ольги Львовны «Magic finger». Все материалы для работы (плакат, раскраска, видео) можно найти по этой ссылке.
ИГРА 1. Разные персонажи.
Можно водить разными пальцами и менять высоту голоса. Мизинчиком водить и пищать, как мышка, а большим пальцем водить, и говорить, как медведь.
ИГРА 2. Цветные колпачки.
Когда ребёнок узнаёт, что это не просто палец, который водит по строке, а волшебный, то начинает с большим энтузиазмом сам водить по строке. А если позволить ребёнку выбрать волшебный колпачок от фломастера, будто он – самый настоящий волшебник, то процесс обучения станет ещё интереснее! Можно надеть несколько колпачков на разные пальцы, чтобы ребенок менял высоту голоса: мизинчик – пищит, большой палец – рычит, как медведь.


ИГРА 3. Волшебная шапочка.
Можно взять шапочку, спрятать туда маленькую игрушку (пока ребёнок не видит), и начать колдовать Magic finger, а потом достать игрушку. И спросить ребёнка: «What is it?» Потом Magic finger может покружить возле лица ребёнка: «Guess! What does my magic finger want to touch?» – в это время трогать его за волосы, щёчки и т. д., называя части тела.
Некоторые дети произносят слова air и hair одинаково. Тогда можно сделать так: крутить пальчиком в воздухе и менять тембр голоса на низкий, произнося air, и крутить в волосах, произнося писклявым hair. Ещё можно строить гримасы. То же самое можно проделывать со словами hips и lips.
ИГРА 4. Личики
Рисуете на пальчиках личики, которые будут общаться – по очереди загадывать друг другу слово, а другому надо назвать к нему рифму. Слова лучше загадывать вам из пройденных плакатов, а ребёнок может придумывать свои рифмы.
ИГРА 5. Резиновые рожицы.
Можно отрезать от резиновых перчаток пальцы и нарисовать на них рожицы.
ИГРА 6. Деревянные персонажи русских сказок.
Можно использовать мелкие деревянные фигурки от театра, которые как раз надеваются только на детские пальчики – и тогда читать может и мышка, и кошка, и бабка, и дедка, и лебеди, и даже печка!
ИГРА 7. В ванной с пеной.
ИГРА 8. Неправильная рифма.
Правильный вариант:
Magic finger in the air,
Magic finger on my hair.
А вы вместо «my hair» говорите, например, «Magic finger on the banana».
Ребёнок на это может ответить: «No, it’s not a rhyme!»
ИГРА 9. Magic finger пришёл в гости.
Например, после ужина, пока ребёнок пьёт чай, к вам в гости может заглянуть magic finger, чтобы найти, кого бы ему потискать. Пальчик может спросить у ребёнка, где бы ему найти губы, волосы, воздух, нос, и т. д., а ребёнок подсказывает. Часто детки любят специально путать пальчик, и очень от этого веселятся.
Потом пальчик может очень долго умоляющим голосом просить маму потрогать её губы, на что мама в конце концов милостиво соглашается. Если такая игра воспринимается ребёнком на ура, то пальчик ещё может давать разные задания: побегать, потыкать папу в бёдра, потрогать волосы братика/сестрёнки, ушки любимого медвежонка и т. п.
Как видите, игры с использованием колорифмики довольно простые, но очень увлекательные и эффективные. Они способствуют речевому развитию детей, незаметно прорабатывая фонетику, грамматику, пунктуацию и замечательно подходят для обучения чтению на английском языке. При этом ребёнок не замечает, как учится! Детям нужен целый мир, в котором можно играть, а не скучные учебники. Попробуйте провести приятно время с вашим ребёнком, сыграв в одну из таких игр, и вы увидите, как он преобразится – станет «живым» и артистичным!
Оставьте первый комментарий