Колорифмика. Метод обучения чтению по О.Л. Соболевой

Soboleva

 Что такое колорифмика?

Это легендарная методика обучения чтению текста с цветной  проработкой рифмованных окончаний. Метод позволяет в кратчайшие сроки начать читать, причем сразу художественно.

Ребенок учится читать, сразу слыша все слова целиком в законченной  фразе и с правильной интонацией (поначалу как бы играя в чтение). Никакого слогового и побуквенного метода, никакого “расчленения слов”! Только вся фраза целиком, причем уже с правильно поставленной интонацией.

Благодаря методу колорифмики дети хорошо понимают прочитанное, умеют правильно интонировать фразу, расставляя логические ударения в предложении, что способствует становлению их беглой речи.

Какие тексты используются в работе по методу колорифмики?

Колыбельные, баллады, спиричуэлы, стихотворения, потешки (nurseryrhymes), пальчиковые игры.

Главная цель этих песен и стихов – передать нежность, заботу, ласку, весёлость и лукавство, тревогу и печаль. Музыка должна рисовать картину событий, о которых поётся в песне, соединяя таким образом язык с понятием в сознании ребёнка.

Причем перед каждой песней речитативом звучит её текст в виде стихотворения без вычленения отдельных слов и слогов – эта декламация максимально приближена к естественной речи, спокойной беседе мамы с ребёнком. Это поможет ребёнку “ухватить” мысль, которую передаёт песня, и удерживать связанную фразу во время пения, не рассыпав её на отдельные ноты-слоги.

Этапы знакомства с текстом для проработки по колорифмике

  • пассивное аудирование
  • представление образа по рисункам
  • нахождение созвучных парных окончаний.

Ниже я рассказала об этих этапах подробнее.

 

Первый этап. Презентация песни

Презентация песни, раскрытие её содержания. Взрослый переводит смысл песни на понятия и зрительные образы, не прибегая к переводу на родной язык. Можно изображать жестами, интонацией, мимикой, рисунком или подручными средствами фразу за фразой, а ребёнок пытается угадать, о чём речь.

 

Второй этап. Прослушивание самой песни. Закрепление образа (жеста) за звучанием

Мы  предлагаем ребёнку самому “узнавать” те или иные ситуации, происходящие в песне и давая ему самому их проигрывать.

Например, когда дойдёт до слов “moon is peeking”, ребёнок находит на рисунке луну, которая выглядывает из окошка, а на словах “Do you hear Sandman knocking” можно приложить руку к уху, как бы прислушиваясь, а потом постучать.

Здесь же очень неплохо было бы подвести ребёнка к тому, чтобы к арсеналу выразительных средств, в дополнение к рисункам и жестам, он привлёк и декламацию, то есть попытался бы сам, подражая голосу диктора (или Вашему голосу) изображать события в песне, максимально задействовав такой сильный инструмент, как интонация.

 

Третий этап.  Закрепление смысла и звучания песни с её графическим образом    

Когда же песня будет уже «на слуху», а смысл её, разъяснённый жестами и по рисунку, закрепится за звучанием, можно приступать к следующему этапу – закреплению смысла и звучания песни с её графическим образом, то есть, с текстом.

Ловим слова:  следя пальчиком по тексту, ребенок показывает слова, которые в тот момент звучат в песне. Стихотворные песенные тексты тем и удобны для обучения чтению, что каждая фраза песни соответствует новой строчке, и “поймать” её, отследить пальчиком довольно несложно.

Процесс напоминает “чтение с листа” нотной партии в симфоническом оркестре. (При “чтении с листа” музыканты на самом деле не “читают” в буквальном смысле каждую ноту, а лишь следят за последовательностью музыкальных произведений, опираясь на партитуру). Так вот и ребёнок, прослушав песню несколько раз, уже почти помнит всю её на слух, но для гладкого воспроизведения ему необходима “шпаргалка” в виде знакомых строчек.

 

Основной этап. Выделение созвучных ударных окончаний

Теперь, когда и замысловатые крючки на бумаге стали для ребёнка уже немного знакомыми, можно приступать к основному этапу колорифмики — к выделению созвучных ударных окончаний.

Разные пары ударных слогов были разрисованы разными цветами. Цвет для каждой пары ребенок выбирает сам произвольно!

В таком подходе есть ряд преимуществ:

  • Не нужно забивать голову лишней, не связанной с языком информацией
  • Мы не навязываем ребёнку каких-либо ассоциаций, не загоняем его собственную фантазию в жёсткие рамки
  • Возможность самостоятельного выбора цвета делает сам процесс более творческим и интересным для ребёнка

Педагогам и родителям, интересующимся психологией будет интересно самим наблюдать за тем, какие именно цветовые ассоциации возникают у ребёнка.

 

Итак, обобщим, как мы работаем с текстом по колорифмике

Сначала мы рассказываем ребенку о сюжете песни на языке образов и жестов,

Затем включаем ребенку песню, повторяя те же образы и жесты, но уже под пение и музыку.

Далее предъявляем ребенку текст и водим его пальчиком по тексту (а впоследствии он сам). Ребёнок, подпевая, будет улавливать поначалу только слоги, попавшие под ударение, а остальное он будет мурлыкать, передавая в основном гласные.

И наконец, раскрашиваем рифмованные  окончания вместе с ребенком (а впоследствии он сам) тем цветом, которым он сам пожелает!

 

Чего нельзя делать взрослому при обучению чтению по колорифмике:

1. Не пытаться заменить диктора на записи, пока не уверены в искренности вашей собственной интонации и правильности произношения. Потерпите немножко, потренируйтесь сначала под “фонограмму”, с постепенным добавлением своего голоса к голосу диктора при одновременном говорении с ним.

2. Не переводить что-либо на русский язык! Перевод дан только для родителей. Ребенку переводим только  на язык понятий и зрительных образов!

3.  Не старайтесь сразу растолковать каждое слово! Если ребёнок не всё понял из песни (а он, скорее всего, и не поймёт весь текст сразу и досконально), то оставьте на потом, сделав акцент лишь на общем смысле песни и на ключевых моментах.

4.  Не заставляйте ребёнка что-либо заучивать! Лексика многих колыбельных песенок очень сильно пересекается, так что у ребёнка ещё будет возможность естественным образом впитать большую её часть.

 

Материалы для вашего первого пробного урока!

Ну, а теперь, когда вы прочитали ход занятия по методу колорифмики, вам наверняка не терпится все это опробовать на своем ребенке. Ниже приводим материалы для вашего первого пробного урока. 

Упражнение «Mother goose lullaby»

текст

Hush-a-by, baby,
Thy cradle is green,
Father’s a nobleman,
Mother’s a queen,Sister’s a lady
and wears a gold ring,
Brother’s a drummer
and drums for the king.
Спи — усни, дитя,
Твоя люлечка зелёная,
Твой папа — благородный господин,
А мама — королева,

Сестрёнка — леди
И носит золотое колечко,
А братик — барабанщик
И играет на барабане для короля

 

аудио

скачать аудио>>

ноты>>

картинка>>

 

А это видео из диска Соболевой «English from the cradle. Английские колыбельные»:



Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Your email address will not be published.


*