Изучение английского языка одновременно с родным

Как сделать обучение эффективным

Алекс Каралюс и Галина Бубякина

Дорогие мои читатели!

Сегодня я хочу поделиться с вами информацией о том, как сделать обучение эффективным. Недавно я была на конференции, посвященной эффективному обучению иностранным языкам. К сожалению, я не смогла присутствовать на ней в первый день. Получилось побывать только на втором дне. И самым ярким выступлением оказалось выступление Алекса Каралюса, о котором я и хочу рассказать поподробнее.

Алекс Каралюс родился в Казахстане, позже переехал в Америку и живет там, но очень много путешествует. В своем выступлении он говорил не только об эффективных методах изучения иностранных языков, но и об эффективных методах обучения человека вообще, и в частности о том, насколько неэффективна наша система образования в школах, на сколько можно было бы сделать ее более эффективной. И что сейчас уже есть центры, занимающиеся раскрытием потенциала в человеке, его возможностей использовать свой мозг на гораздо больший процент, чем человек пользуется им сейчас.

И слушая Алекса, все понимали, что это человек знающий и разбирающийся в этой теме, у него есть большой опыт. В тот день на конференции выступали разные спикеры, но он был одним из самых ярких. Представлял он центр Колибри, в котором используется авторский метод, который так и называется – «метод «Колибри». Алекс преподносил всю информацию с юмором, так что все участники конференции получили огромное количество положительных эмоций от его выступления. Он говорил просто и понятно.

В этой статье я постараюсь донести до вас основные мысли, которые я услышала в его выступлении и которые, как говорится, запали мне в душу.

Итак, как сделать обучение эффективным?

как сделать обучение эффективным

Первое, о чем он говорил, я прочувствовала на себе! Как-то я купила  онлайн-тренинг с полной уверенностью, что буду его изучать, но с позором его провалила, не дойдя даже до середины. Естественно, это был сильный удар по моему честолюбию. И я задумалась… Почему же так получилось? Первое, что приходило в голову – лень… Просто не взяла себя в руки, поленилась и не смогла самостоятельно все изучить.

Но после выступления Алекса Караулюса я поняла, что возможно вся информация в этих тренингах была преподнесена так, что не заинтересовала меня. И если информация была бы подана по-другому, результат бы у меня был!

Так как же должна быть подана информация, чтобы методы обучения были эффективны чтобы человеку захотелось ее изучить и у него это получилось?

Эргономично! Да-да, именно эргономично.

Существует такая наука, как эргономика. Молодым мамочкам хорошо знакомо словосочетание– эргнономический рюкзак. Это рюкзак, который повторяет форму вашего тела, чтобы носить в нем ребенка было легко и удобно.

Эргономика – это целая наука, которая изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Иногда мы можем столкнуться с термином «когнитивная эргономика». В случае с обучением человека чему-либо, благодаря знаниям в области когнитивной эргономики, информация создается, компонуется в удобоваримой форме. В частности, по словам Алекса, эта наука говорит о том, что в учебниках шрифт должен быть Times New Roman, не менее 10-12 кегеля, пробел между строчками как минимум одинарный и не должно быть больше 10 слов в предложении, и больше 5 предложений в абзаце. Все эти данные не секрет, но учителя о них часто забывают, когда делают распечатки для своих учеников.

Уже доказано, что наш мозг отказывается воспринимать информацию, когда видит, как много ему нужно объять. И, наоборот, благодарно впитывает то, что преподносится в эргономичной форме. То же самое касается и тренингов, курсов.

эффективные методы обученияДавать информацию нужно максимально просто! Не стоит заваливать человека бонусами, огромным количеством информации. Ведь можно разбить все уроки на 3-минутные видео. В одном уроке рассказать только одну хитрость, которую человек сразу запомнит, усвоит и будет вам благодарен.

Ведь, как говорится, важно не количество, а качество! Эффекта от такого преподнесения информации будет гораздо больше, и благодарности в ваш адрес тоже!

Во время выступления у Алекса прозвучала фраза, что подготовкой информации в удобоваримом виде занимаются специально обученные люди – специалисты в области когнитивной эргономики. В Центре Колибри считается, что если ученик что-то не понял, то виноват учитель. То же самое, если специалист в области эргономики подготовил информацию, а люди ее не воспринимают, значит он не специалист!

И последний совет, как сделать обучение эффективным – учителю нужно помнить, что человек стремиться видеть целостную систему в том предмете, курсе, тренинге, который он изучает. Он хочет видеть и понимать сразу, чему он научится.

Например, сводная таблица всех времен английского языка. Если мы просто скажем, что в английском языке 26 времен, то человек испугается, что никогда не осилит их выучить и понять! А если мы представим их сразу все в удобной для восприятия таблице, все разложим по полочкам, то человек увидит, что да, времен много, но они выстраиваются в определенную логическую систему, их можно самому вывести!

Человек видит все сразу, он видит границы того, что он будет изучать. Что с каждым уроком будет просто углубление в определенную тему. Человек знает в целом все с самого первого урока, далее он просто раскрывает для себя каждый пункт, постепенно углубляясь в его изучение. Но при этом границы изучаемого материала не расширяются! Это очень важное эргономическое правило, о котором многие учителя забывают…

Таким образом, каждый учитель, каждая мама, имеющая ребенка дошкольника, может устроить ему экскурс по любому предмету, по любой науке уложившись в полчаса! Просто так, ради интереса. Как мы устраиваем тематические недельки, тематические уроки.

Возможно, кто-то никак не может начать рассказывать ребенку про космос, про географию, потому что не знает, как преподать всю эту необъятную информацию…

Но мы то знаем эффективные методы обучения  — просто начните с главного!

Представьте, как бы вы сделали свой доклад на тему «География» на 30 минут? Что бы вы туда добавили? Что вы за 10 лет в школе вынесли с уроков по географии?

эффективные методы обученияМне приходит в голову такая мысль – найти фото (презентацию) модели земли, планеты, вселенной, на которой видно, что есть орбита, есть планеты, есть солнце, вокруг которого все они вращаются. Что земля — вот так наклонена, вращается вокруг своей оси.

Ребенок все это увидит, рассмотрит (или может быть даже пощупает!) и поймет общие понятия, будет иметь общее представление. И тогда ему будет намного проще углубиться в изучение, а вам рассказать ему о часовых поясах, например, о климате на земле, о смене день/ночь, смене времен года и т.п.

И если вы правильно преподнесете общую информацию, то ребенок даже сможет ответить на вопрос: Как ты думаешь, где раньше всего появились люди? Он наверняка ответит, что там, где жарче, ведь раньше люди не умели строить дома, шить одежду… И будет прав!

Как же законы когнитивной эргономики могут помочь мне как тренеру в области раннего освоения языков? Основное, на что жалуются многие мамы, когда приходят ко мне учиться, это:

  • Большой объем информации по языку
  • Низкий уровень владения разговорным языком и, конечно же, грамматикой
  • Маленький словарный запас
  • И на то что для них все в английском темный лес.

Одним словом, они не знают почти ничего, но все равно хотят учить своих детей языку. И вы знаете, это похвально. Похвально потому, что желание важнее навыков, которые легко приобретаются при большом желании и эффективных методах обучения . Это настолько похвально, что я все равно беру их в студенты. Просто для меня встает более сложная задача: как за 3 недели тренинга помочь им освоить основные области, без которых не заговорить и не начать жить на английском языке?

Как сделать это обучение эффективным? Вот тут-то мне и пригодятся законы когнитивной эргономики!

Итак, задача № 1 для меня – это сделать все сложное простым. Найти способы представления большого объема информации максимально просто. Найти наиболее простые и понятные и, в то же время, всеохватывающие схемы и способы визуализации.

Задача № 2 – это разбить свои обучающие блоки на удобоваримые куски (например, на 3-минутные видео со скриптом и переводом).

Задача № 3 — Искать наиболее эффективные упражнения на закрепление и отработку материала

Задача № 4  — Искать наиболее яркие образы для запоминания и формирования образа языка

Задача №5 — Уважать своего ученика и никогда не торопить с запоминанием. (Помним: если ученик не запомнил, значит, учитель не правильно (неудобоваримо) подал).

Задача № 6 — Давать только основное, важное.

Поэтому мне, наверное, надо сказать: ждите скоро обновленные курсы от меня!

И удачи вам в обработке информации, которая попадает к вам, и пусть ваш в вашей голове всегда будет порядок!

 



Комментариев - (11)

  1. Очень интересная статья! Преподаю английский несколько лет, но не знала о существовании именно когнитивной эргономики. Взяла несколько советов на вооружение. Давно ищу наиболее яркие образы для запоминания неправильных глаголов у детей младшего школьного возраста…. Галина у Вас случайно нет интересных идей? :-)))

    • Галина Бубякина 22.12.2014 @ 5:21 пп

      Елена, пока, что приходит в голову, это запоминание глаголов по группам (например, глаголы, изменяющиеся по схеме a-a-a (cost-cost-cost); a-b-a (run-ran-run), a-b-b (stand-stood-stood) итд.) Но Вы, наверное, это и так знаете. Что касается детей дошкольного возраста (то бишь моих детей), на данный момент я пока практиковала одну грамматическую игру на изменения глагольной формы с Present на Past, навеянную мультфильмом Пеппа Пиг: http://youtu.be/7b_x8qw4OxA. Но, честно, сказать, Маргарита пока все равно еще путается. Может быть, недостаточно играли…

    • Глаголы действительно кластерами хорошо запоминать. Другое дело, что деткам ценость этого совершено не понятна. Мы, в свое время, с 5-6 летками составляли сз них стихи, чтобы рифмовалась 3я форма, а потом придумывали истории на основе этого глагольного каркаса. В День благодарения. например, собирали бумажные кукурузные початка с 3 формами, а потом сказку сочиняли. Массу таких игровых вариантов можно придумать, чтобы до автоматизма довести.

    • Елена и Галина,делюсь ссылкой на»100 неправильных глаголов «без слез»»-:) от Юджина Папуши(1 строчка на русском к 3-м формам неправ.глаголов на англ.Все в стих.форме и подано.как ИГРА!).
      http://неправильные-глаголы.рф/таблица-юджина-папуши/.

  2. Отличная статья. Всгда хорошо , когда структурированно в голове, и знаешь, когда и за то браться. У меня в арсенале есть отличный индивидуализированный инструмент на эту тему 🙂

  3. Татьяна Оршекдугова 22.12.2014 @ 12:08 пп

    Очень интересная статья Галина,я тоже придерживаюсь такого мнения,что лучше меньше,но качественнее.Если бы только разработчики учебников знали это!Потому-то английский язык в школах галопом по европам, а оказавшись заграницей сказать никто ничего не может из выпускников.Да и школьным учителям не помешало бы совершенствоваться,побольше бы таких как Вы интузиастов своего дела!

    • Галина Бубякина 22.12.2014 @ 5:22 пп

      Как всегда, спасибо, Татьяна, на добром слове!. Я пока только в начале пути. Но посмотрим, что и этого выйдет:)

  4. Галина, спасибо за интересную инфоримацию! Очень практичный совет. А как же с малышами, они ведь не читают обучающих текстов и таблиц, схем…? С ними, наверное, всё же игра -самый лучший способ… или то, что они сами выдумывают…

    • Галина Бубякина 24.12.2014 @ 6:20 дп

      Ирина, ну конечно, про малышей мы говорим отдельно. В этой статье я рассмотрела именно типичные ошибки в обучении взрослых, в частности в нашей любимой средней общеобразоветельной школе. С малышами у нас, слава Богу, еще все в наших руках!

  5. Читаю книжку сейчас «Девочки и мальчики — два разных мира». Там миллион выкладок по исследовниям нейрофизиологическим и нейропсихологтческий в зависимости от пола ребенка, право- или левополушарности, и даже ведущх глаза или уха. И вот предсвавь себе, что кроми этой самой эргономики еще все эти факторы хорошо бы оценивать. ТОлько родители и индивидуальный педагог это могут сделать, да и то если оооочень сильно захотеть. На мой взгляд. с дошколятами выход в комплексности занятий и пристальном наблюдении за ребенком.

Оставить комментарий

Your email address will not be published.


*